В соответствии с частями 13 и 14 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ:
часть 13. <…>. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.. <…>.
часть 14. Если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2025 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2028 года, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.
Отсюда следует, что правообладатели (собственники) объектов, в отношении которых подлежит установлению СЗЗ, должны обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении СЗЗ в сроки, которые определены частями 13 и 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ.
Отметим, что не являются основаниями, исключающими необходимость установления СЗЗ в отношении того или иного объекта следующие обстоятельства:
— территория, находящаяся за границами объекта, в отношении которого подлежит установлению СЗЗ, является санитарно-защитной зоной другого объекта;
— объект, в отношении которого подлежит установлению СЗЗ, располагается в СЗЗ другого объекта.
Если коротко: действующее законодательство не предусматривает исключений из требования о необходимости установления СЗЗ для объектов в указанных ситуациях.
При этом отметим, что санитарными правилами предусматривается возможность установления единой СЗЗ для нескольких объектов (группы промышленных объектов, промышленного узла).
Так, в соответствии с п. 2.4 «СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74:
для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Согласно п. 3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.
Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов) санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.
При этом в соответствии с п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а) проект санитарно-защитной зоны;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Таким образом, положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрены:
1) необходимость установления единой СЗЗ в отношении групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса);
2) возможность установления индивидуальной СЗЗ для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов).
В свою очередь, Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 не содержит положений, исключающих возможность установления единой СЗЗ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса).
Стоит признать, что разработка и установление единой СЗЗ в ряде случаев являются предпочтительными не только с точки зрения реализации положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, но и с точки зрения подтверждения достаточности размеров проектируемой СЗЗ.
Подчас, установление индивидуальных СЗЗ представляется затруднительным, так как на (расчетных) границах СЗЗ не удается засвидетельствовать непревышение ПДК и ПДУ.
При этом в ситуации, когда мы имеем дело с единой СЗЗ, изначально разработанной в отношении промышленного узла, наличие такой зоны исключает необходимость разработки и установления индивидуальной СЗЗ в отношении каждого из объектов, входящих в промышленный узел.
Однако на практике единая СЗЗ всё же — скорее, исключение, нежели правило.
Мы же вернемся к рассмотрению ситуации, когда в отношении предприятия уже установлена индивидуальная СЗЗ.
Возможно, наличие индивидуальной СЗЗ одного предприятия само по себе "закрывает" вопрос о необходимости установления СЗЗ для соседнего предприятия (например, в ситуации, когда потенциальная СЗЗ окажется внутри уже установленной зоны)?
Увы, но это не так, поскольку санитарно-эпидемиологическое законодательство не содержит положений:
1) предусматривающих возможность установления СЗЗ в отношении одного объекта в рамках индивидуальной СЗЗ другого объекта (в том числе в случае, если при разработке СЗЗ объекта учтен уровень химического, физического и (или) биологического воздействия, создаваемый соседним объектом);
2) исключающих необходимость установления СЗЗ в отношении объекта в случае, если такой объект располагается в границах СЗЗ соседнего объекта (даже если при разработке СЗЗ соседнего объекта учтен уровень химического, физического и (или) биологического воздействия, создаваемый рассматриваемым объектом).
В таком случае, быть может, проект СЗЗ, разработанный (и уже использованный) для установления зоны в отношении предприятия, можно использовать при установлении СЗЗ в отношении соседнего предприятия?
На наш взгляд, в случае если проект СЗЗ, разработанный правообладателем объекта, не содержит сведения о размерах и обоснование размеров и границ единой СЗЗ для группы промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), такой проект СЗЗ не может быть использован для цели установления СЗЗ в отношении объекта в рамках единой СЗЗ группы промышленных объектов или промышленного узла.
Иными словами, в типичной ситуации проект СЗЗ, разработанный правообладателем объекта для установления индивидуальной СЗЗ в отношении такого объекта, не может быть использован для представления заявления об установлении индивидуальной СЗЗ в отношении другого объекта.
Это означает, что для объекта, в отношении которого еще не установлена СЗЗ, потребуется разработать «свой» проект санитарно-защитной зоны с обоснованием соответствующих размеров и границ.
За предоставление информации благодарим «Центр правовой экологии».