Обзоры

"Цифровые" лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами: будущее или настоящее?

В середине текущего года опубликован Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Название закона ничем не примечательное, хотя содержание, безусловно, заслуживает внимательного рассмотрения и осмысления.Изменения, ради которых разработан и принят Федеральный закон № 170-ФЗ, могут быть распределены на несколько групп. Одна из них – изменения порядка лицензирования (выдачи, переоформления лицензий, лицензионного контроля).Как известно, практически любые общие положения законодательства, регулирующие порядок лицензирования, затрагивают отношения в области обращения с отходами I-IV классов опасности. Рассматриваемый случай не стал исключением.

Сегодня мы поговорим более подробно о:

1) новом значении реестра лицензий;

2) будущей замене процедуры переоформления лицензий на процедуру внесения изменений в реестр лицензий;

3) грядущем преобразования института лицензионного контроля.

 

Не видите лицензию? А она есть…

 

Итак, Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 170-ФЗ, в интересующей нас части, вступает в силу 01.03.2022 г., а значит, есть время для того, чтобы подготовиться и привыкнуть к уже известным изменениям.В первую очередь, готовимся к тому, что Федеральным законом № 170-ФЗ фактически упраздняется такой документ, как "лицензия" (как бумажная, так и электронная ее версии).Разумеется, речь не идет об упразднении лицензирования как такого. Скорее – о переходе к "виртуальным" лицензиям.Изменениями исключается необходимость направления заявителю лицензии в электронной форме или на бумажном носителе.

 

Как будет удостоверяться наличие лицензии?

 

Надо заметить, что подход не является новым для российского законодательства и довольно давно апробирован в рамках иных правоотношений, требующих получения отельных разрешительных или удостоверяющих документов, например:

  • оформление права собственности на недвижимость;
  • получение аккредитации в национальной системе аккредитации РФ. 

И право собственности на недвижимое имущество, и наличие аккредитации удостоверяется записью в реестре. При этом заинтересованные лица вправе получить выписку из соответствующего реестра.

Наличие лицензии будет удостоверяться самим фактом внесения соответствующей записи в реестр лицензий и выпиской из реестра лицензий в форме электронного документа.

ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" начиная с марта 2022 года будет содержать, в частности, такое указание:

"Лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии".

 

Каким образом заявитель узнает о предоставлении лицензии?

 

Законом предусмотрено, что [в случае положительного исхода рассмотрения заявительных материалов] в течение одного рабочего дня после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет лицензиату уведомление о предоставлении лицензии, содержащее ссылку на сведения о предоставлении лицензии из реестра лицензий.

 

Переоформление лицензии

 

Аналогичный подход распространяется и на процедуру переоформления лицензии. Так, изменениями предусмотрено переименование статьи 18 Федерального закона, которая в настоящее время называется "Порядок переоформления лицензии". В новой редакции статья будет именоваться "Внесение изменений в реестр лицензий".Таким образом, будет осуществлено преобразование процедуры переоформлениялицензии в процедуру внесения изменений в реестр лицензий.

При этом основаниями для внесения изменений в реестр лицензий являются следующие обстоятельства (фактически совпадающие с основаниями для переоформления лицензии):

  • реорганизация юридического лица в форме преобразования, слияния (при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица по состоянию на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности), присоединения лицензиата к другому юридическому лицу;
  • изменение наименования лицензиата, изменение наименования филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений о филиале лицензиата, изменение наименования филиала иностранного юридического лица;
  • изменение адреса места нахождения лицензиата, изменение адреса места нахождения филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений об адресе места нахождения филиала лицензиата, изменение адреса места нахождения на территории России филиала иностранного юридического лица;
  • изменение номера телефона, адреса электронной почты лицензиата;
  • изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • изменение (в соответствии с нормативным правовым актом) наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности;
  • иные случаи, предусмотренные Федеральным законом. 

Таким образом, переоформление лицензий так же не будет сопровождаться выдачей документа с названием "Лицензия" (в электронной форме либо на бумажном носителей). Переоформление лицензии как таковое канет в лету и сменится внесением изменений в реестр лицензий, которые будут отражаться всё в той же выписке из реестра.

 

Особенности осуществления деятельности до внесения изменений в реестр лицензий

 

Изменениями устанавливается, что до внесения изменений в реестр лицензий (на основании заявления лицензиата) лицензиат не вправе осуществлять:

1) лицензируемый вид деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий;

2) лицензируемый вид деятельности по истечении 15 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме преобразования, слияния, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;

3) выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в реестре лицензий.

При этом положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требуется внесение изменений в реестр лицензий.

Как видим, грядущие изменения не преследуют цель коренных преобразований с точки зрения существующих отношений.

Фактически упраздняется необходимость выдачи лицензии как документа. Однако "лицензия" как юридически значимое действие, наделяющее правом осуществления конкретных видов деятельности, продолжит существовать.

При этом результатом процедур, связанных с лицензированием, уже не будет выступать направление соискателю лицензии или лицензиату такого документа, как лицензия или "переоформленная" лицензия.

Соответственно, и лицензиаты для целей участия, например, в закупках и тендерах на оказание услуг по обращению с отходами, будут демонстрировать заказчикам таких процедур уже не лицензии на бланках, а выписки из реестра лицензий.

 

Ссылка на актуальный реестр лицензий на официальном сайте Росприроднадзора.

 

За предоставление информации благодарим "Центр правовой экологии".

© 2022 ООО "Современные экологические комплексные стратегии"

Задать вопрос