В середине текущего года опубликован Федеральный закон от 11. 06. 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"». Название закона ничем не примечательное, хотя содержание, безусловно, заслуживает внимательного рассмотрения и осмысления.
Изменения, ради которых разработан и принят Федеральный закон № 170-ФЗ, могут быть распределены на несколько групп. Одна из них — изменения порядка лицензирования (выдачи, переоформления лицензий, лицензионного контроля). Как известно, практически любые общие положения законодательства, регулирующие порядок лицензирования, затрагивают отношения в области обращения с отходами I–IV классов опасности. Рассматриваемый случай не стал исключением.
Сегодня мы поговорим более подробно о:
— новом значении реестра лицензий;
— будущей замене процедуры переоформления лицензий на процедуру внесения изменений в реестр лицензий;
— грядущем преобразования института лицензионного контроля.
Итак, Федеральный закон от 11. 06. 2021 г. № 170-ФЗ в интересующей нас части вступает в силу 01. 03. 2022 г., а значит, есть время для того, чтобы подготовиться и привыкнуть к уже известным изменениям.
В первую очередь, готовимся к тому, что Федеральным законом № 170-ФЗ фактически упраздняется такой документ, как «лицензия» (как бумажная, так и электронная ее версии). Разумеется, речь не идет об упразднении лицензирования как такого. Скорее — о переходе к «виртуальным» лицензиям. Изменениями исключается необходимость направления заявителю лицензии в электронной форме или на бумажном носителе.
Надо заметить, что подход не является новым для российского законодательства и довольно давно апробирован в рамках иных правоотношений, требующих получения отельных разрешительных или удостоверяющих документов, например:
— оформление права собственности на недвижимость;
— получение аккредитации в национальной системе аккредитации РФ.
И право собственности на недвижимое имущество, и наличие аккредитации удостоверяется записью в реестре. При этом заинтересованные лица вправе получить выписку из соответствующего реестра.
Наличие лицензии будет удостоверяться самим фактом внесения соответствующей записи в реестр лицензий и выпиской из реестра лицензий в форме электронного документа.
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» начиная с марта 2022 года будет содержать, в частности, такое указание:
«Лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии».
Законом предусмотрено, что [в случае положительного исхода рассмотрения заявительных материалов] в течение одного рабочего дня после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет лицензиату уведомление о предоставлении лицензии, содержащее ссылку на сведения о предоставлении лицензии из реестра лицензий.
Аналогичный подход распространяется и на процедуру переоформления лицензии. Так, изменениями предусмотрено переименование статьи 18 Федерального закона, которая в настоящее время называется «Порядок переоформления лицензии». В новой редакции статья будет именоваться «Внесение изменений в реестр лицензий». Таким образом, будет осуществлено преобразование процедуры переоформления лицензии в процедуру внесения изменений в реестр лицензий.
При этом основаниями для внесения изменений в реестр лицензий являются следующие обстоятельства (фактически совпадающие с основаниями для переоформления лицензии):
— реорганизация юридического лица в форме преобразования, слияния (при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица по состоянию на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности), присоединения лицензиата к другому юридическому лицу;
— изменение наименования лицензиата, изменение наименования филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений о филиале лицензиата, изменение наименования филиала иностранного юридического лица;
— изменение адреса места нахождения лицензиата, изменение адреса места нахождения филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений об адресе места нахождения филиала лицензиата, изменение адреса места нахождения на территории России филиала иностранного юридического лица;
— изменение номера телефона, адреса электронной почты лицензиата;
— изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
— изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
— изменение (в соответствии с нормативным правовым актом) наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности;
— иные случаи, предусмотренные Федеральным законом.
Таким образом, переоформление лицензий так же не будет сопровождаться выдачей документа с названием «Лицензия» (в электронной форме либо на бумажном носителей). Переоформление лицензии как таковое канет в лету и сменится внесением изменений в реестр лицензий, которые будут отражаться всё в той же выписке из реестра.
Изменениями устанавливается, что до внесения изменений в реестр лицензий (на основании заявления лицензиата) лицензиат не вправе осуществлять:
1) лицензируемый вид деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий;
2) лицензируемый вид деятельности по истечении 15 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме преобразования, слияния, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;
3) выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в реестре лицензий.
При этом положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требуется внесение изменений в реестр лицензий.
Как видим, грядущие изменения не преследуют цель коренных преобразований с точки зрения существующих отношений.
Фактически упраздняется необходимость выдачи лицензии как документа. Однако «лицензия» как юридически значимое действие, наделяющее правом осуществления конкретных видов деятельности, продолжит существовать.
При этом результатом процедур, связанных с лицензированием, уже не будет выступать направление соискателю лицензии или лицензиату такого документа, как лицензия или «переоформленная» лицензия.
Соответственно, и лицензиаты для целей участия, например, в закупках и тендерах на оказание услуг по обращению с отходами, будут демонстрировать заказчикам таких процедур уже не лицензии на бланках, а выписки из реестра лицензий.
Ссылка на актуальный реестр лицензий на официальном сайте Росприроднадзора.
За предоставление информации благодарим «Центр правовой экологии».