Обзоры

Материалы вебинара по расширенной ответственности производителя (РОП)

639

Материалы вебинара по расширенной ответственности производителя (РОП)

Анализ вопросов и ответов, рекомендации и выводы по итогам вебинара

Общее резюме вебинара

Общая информация о вебинаре

Вебинар был посвящен практическим вопросам реализации расширенной ответственности производителя (РОП) в контексте произошедших изменений законодательства, вступивших в силу с 2024 года. Основной фокус был направлен на разъяснение требований по предоставлению отчетности, определение субъектов РОП и практические аспекты соблюдения обязательств по утилизации товаров и упаковки.

Ключевые изменения в законодательстве

1. Новый формат отчетности:

  • Переход на предоставление отчетности через систему ЕФГИС УОИТ
  • Новые формы отчетов о массе товаров и упаковки
  • Изменение порядка и сроков предоставления отчетности

2. Изменение статуса субъектов РОП:

  • Компании, которые ранее были субъектами РОП, могут перестать ими являться с 2024 года
  • Предприятия, просто формующие или нарезающие приобретенные упаковочные материалы, не признаются субъектами РОП
  • Производители, не производящие и не импортирующие упаковку/тару, освобождены от отчетности

3. Переходные положения:

  • За объемы товаров, произведенных в 2023 году, отчетным является 2024 год
  • Отчетность об утилизации за 2023 год предоставляется в 2025 году
  • Акты утилизации могут быть получены в 2024 году за товары, произведенные в 2023 году

4. Экономическое стимулирование использования вторичного сырья:

  • Предусмотрены понижающие коэффициенты для производителей, использующих вторсырье
  • Необходимость документального подтверждения использования вторичного сырья

Рекомендации и выводы

  1. Изучение законодательства: Внимательно ознакомиться с положениями 451-ФЗ, особенно со статьей 7, содержащей переходные положения, а также с постановлениями 741, 751, 1486, 1991, 2414.
  2. Четкое определение статуса: Компаниям необходимо определить, являются ли они субъектами РОП согласно новому законодательству, особенно если они работают с упаковкой или ее компонентами.
  3. Своевременная подача отчетности: Соблюдать сроки предоставления отчетности через систему ЕФГИС УОИТ, учитывая особенности переходного периода.
  4. Разделение технических и правовых вопросов: Технические вопросы работы с ЕФГИС УОИТ следует направлять на почту техподдержки, а вопросы правоприменения – в соответствующие органы.
  5. Документальное подтверждение: Обеспечить надлежащее документальное оформление всех аспектов РОП.
  6. Официальные разъяснения: По сложным или специфичным вопросам рекомендуется направлять официальные запросы в уполномоченные органы.

Блок 1: Отчетность и документооборот

О подтверждении экспорта

Вопрос:

Здравствуйте, разъясните пожалуйста, есть ли сейчас возможность подтверждения экспорта по постановлению правительства? Не нашел этих форм в системе.

Ответ:

Постановление 1486 утверждает, что производитель/импортер, который вывозит товары, может подтвердить объем, который был вывезен по постановлению 486. Там прикладывается подписанный реестр документов. По сути, это является выпиской из таможенной декларации, которая прикладывается к отчетности для подтверждения вывоза товаров. Возможно, этого функционала нет в системе, но вы можете в свободной форме это сделать. В ЕФГИС есть возможность приложить дополнительные документы.

О способах подачи отчетности о массе

Вопрос:

Уточните, пожалуйста, отчетность о массе подается только через ЕФГИС УОИТ?

Ответ:

В законе написано, что за 2024 год отчетность сдается в ЕФГИС УИТ. Возможно, на сайте РПН также будет такая возможность, но я не могу отвечать за РПН, мы говорим про наш функционал. По закону эту отчетность следует передавать в ЕФГИС УОИТ, если это отчетность о массе за 2024 год.

Очень жаль, что нет представителей Росприроднадзора, они бы ответили на многие вопросы по отчетности.

О дублировании отчетности

Вопрос:

Если отчет о массе упаковки по постановлению 741 за 2024 год подан через ЛК РПН, нужно ли еще подать через ЕФГИС УОИТ?

Ответ:

Законом прямо предусмотрено, что эту отчетность надо сдать в ЕФГИС УОИТ. Возможно, РПН до настроит свои системы, мы не можем знать, но закон говорит, что нужно идти в ЕФГИС УОИТ, если мы говорим за отчетный 2024 год и отчетность о массе.

О проблемах в отчетности для импортеров

Вопрос:

К сожалению, нет представителя Росприроднадзора для устранения самого большого недопонимания, которое предписано в постановлении 741 для предоставления отчетности импортерами, импортирующими товары из стран не ЕАЭС. В пункте 2 постановления 741 указано, что производители и импортеры товаров и упаковки из стран не ЕАЭС за 2024 и 2025 годы отчитываются согласно приложению 1 постановления 741. Эта форма представлена в личном кабинете природопользователя. Постановление 751 от 1 июня 2024 года предписывает импортерам из стран, не относящихся к ЕАЭС, предоставлять еще два дополнительных вида отчетности: отчет по массе товаров и отчет по массе упаковки. Непонятно, это дополнительная отчетность? В постановлении 751 есть сноски, что в систему ЕГИС УИТ отчетность предоставляется с 1 января 2026 года в обязательном порядке. Как это понимать? Куда обратиться для разъяснений?

Ответ:

Мы можем оставить вам почту, на которую вы можете направить официальный запрос. Мы изложим свою позицию, подпишем у руководства и официально направим вам в короткий срок. Вы также можете обратиться в Минприроды, поскольку они были создателями, вносителями документа в правительство.

О технических вопросах ЕГИС УИТ

Комментарий организаторов:

Все вопросы по техническим моментам ЕФГИС УОИТ – отсутствие той или иной формы, отсутствие конкретных кодов, если что-то не загружается – направляйте на почту поддержки. Не следует отправлять туда вопросы, связанные с комментариями к конкретным нормам. На предыдущих мероприятиях мы дали почту поддержки ЕФГИС УОИТ, и туда начали приходить вопросы в части правоприменительной практики, а не технического содержания.

Блок 2: Переходные положения и утилизация

О периоде проведения утилизации

Вопрос:

В каком периоде надо было провести утилизацию за массу 2025 года? Каким числом за массу 2023 года? Если по старой форме (1991), отчитываясь за массу за год, предшествующий отчетному периоду, то у нас был год для выполнения нормативов утилизации. Например, за 2022 год до подачи декларации 2023 – выполнили норматив утилизации. В 2024 году утилизатор отказывается выдавать акт утилизации за массу, которая была произведена в 2023 году. Мы заключили с ним договор в 2023 году по старому закону, еще до вступления в силу 451-ФЗ. Как нам закрыть 2023 год?

Ответ:

Вам нужно переубедить вашего утилизатора в этом вопросе. В седьмой статье 451-ФЗ четко прописан переходный период. Сказано, что за объем товаров, которые были произведены в 2023 году, 2024 год является отчетным, и в 2025 году вы сдаете уже соответствующую отчетность об утилизации. То есть вы можете получить в 2024 году акт утилизации от использования товаров, которые были произведены в 2023 году.

О договорах с утилизаторами

Вопрос:

Товар ввезенный из стран ЕС в 2024 году, заключен договор с утилизатором на обеспечение выполнения норматива утилизации. Какие отчеты нужно предоставлять в РПН?

Ответ:

В части предоставления отчетности импортерами, у нас их принимает центральный аппарат Росприроднадзора. ППК РЭО не администрирует отчеты, поэтому этот вопрос скорее всего для коллег из Роспотребнадзора. Рекомендую вам внимательно ознакомиться со статьей 7 Федерального закона 451-ФЗ, там четко по отчетным периодам и годам написано, какой отчет когда и по какому образцу подается.

Об авансовых платежах и экспорте

Вопрос:

Если мы получили аванс от экспортного покупателя, а отгрузка продукции будет только в следующем периоде, должны ли мы в текущем периоде начислить и уплатить сбор?

Ответ:

Что касается вывезенного товара, учитывается именно тот период, когда товары были вывезены. Это прописано в отчетности о массе, это также прописано в постановлении правительства о взимании экологического сбора (постановление 1991). То есть из массы, которая была вывезена, считаем именно отчетный период и дату, когда она была вывезена, а не аванс. Так что в текущем году вы должны оплатить сбор, а в следующем году можете зачесть его при сдаче отчетности.

О расчете экосбора по авансам

Вопрос:

Если аванс составил 10%, мы должны рассчитать экосбор по сумме 100% будущей поставки или 10%?

Ответ:

Всё зависит от основного контракта, согласно которому вы получили аванс. Сбор применяется к массе товаров, а не к их стоимости, поэтому нужно уточнить, что имелось в виду.

Об учете авансов

Вопрос:

Покупатель оплатил нам аванс, мы отгрузили продукцию, но часть аванса осталась, под него нет спецификации. Можем ли мы в таком случае не учитывать остаток аванса в расчет массы для утилизации?

Ответ:

[Ответ не предоставлен в стенограмме, предложено направить более подробный запрос]

Блок 3: Документальное подтверждение

О документальном подтверждении экспорта и импорта упаковки

Вопрос:

Какими документами подтверждать экспорт и импорт упаковки? Обычный упаковочный лист? Таможенные декларации не содержат наименования упаковок, в основном указано количество паллет и масса. Нет информации касаемо другой упаковки (картон, полиэтилен и пр.)

Ответ:

Мы знаем, что в таможенной декларации информации в том виде, которая требуется в соответствии с постановлением 2414, нет. Поэтому не заполняйте эту информацию самостоятельно произвольно. Просто этот вопрос будет относиться к оценке этой информации. Мы пока тоже не знаем точно, поэтому наверное пока не можем вам дать расчетный ответ, поскольку мы отчетность не принимаем.

О подтверждении вторсырья в производстве

Вопрос:

Мы покупаем бумагу, которая по составу содержит макулатуру. Из нее делаем гофротару. Какими документами подтвердить, что наша тара произведена с применением вторичного сырья? Это для применения понижающего коэффициента.

Ответ:

Все вопросы такого характера направляйте в Министерство промышленности и торговли. Перечень подтверждающих документов определен правилами подтверждения использования вторичного сырья (постановление 1991), там должен быть исчерпывающий перечень документов.

О подтверждении вторичных гранул

Вопрос:

При использовании покупных вторичных гранул что необходимо запросить у поставщика для подтверждения, что на эту гранулу не составлен акт утилизации?

Ответ:

Если данная компания, которая производит гранулу, не является утилизатором в реестре утилизаторов, то на 100% на эту гранулу не было составлено акта утилизации. Если же это утилизатор, и гранула - конечный продукт, то соответственно, сомневаюсь, что у них будут свободные объемы, так как они обычно уже законтрактованы на полгода или год вперед. Стоит смотреть документы, изданные Минприроды, например, постановление правительства о порядке утверждения использования вторичного сырья, где перечислены все необходимые документы.

Блок 4: Определение субъектов РОП и их особенности

О полиграфическом предприятии

Вопрос:

Полиграфическое предприятие наносит печать на пленку, которая в дальнейшем отгружается заказчику, который далее упаковывает в нее свою продукцию. Должно ли полиграфическое предприятие платить экосбор?

Ответ:

Кто производит пленку, на которую вы наносите печать? Если данная компания производит эту пленку, она является производителем. Все последующие, которые используют эту пленку (термуют, клеят, формуют), они не являются производителем упаковки, если только данная пленка не применяется в производстве более сложной упаковки и не является составной частью или комплектующей другой более сложной упаковки.

О приобретении упаковочного материала

Вопрос:

Мы приобретаем упаковочный материал, из него делаем упаковку путем нагревания, резки на части. Соответственно, мы не являемся субъектами РОП. Но если нам придет предостережение, то есть, ранее мы платили экологический сбор, а сейчас нет, как доказать, что мы не являемся субъектами РОП? Просто написать письмо или это должно быть прописано в договоре?

Ответ:

В законе четко написано, что если вы формуете, выдуваете пленку, приобретенную у других производителей, то вы не являетесь субъектами РОП. С 2015 года вы были субъектами РОП, потому что упаковывали свой товар. С 2024 года, исходя из ваших слов, вы не являетесь субъектом РОП. Думаю, нет необходимости самим писать письма - инспекторы при запросе сведений у ваших контрагентов сами будут сверять информацию.

О соединении разных видов упаковки

Вопрос:

А если покупаем два вида упаковки и соединяем их с помощью нагревания или под прессом (например, блистеры)?

Ответ:

Если вы покупаете пленку у одних, алюминиевую фольгу у других, и соединяя, производите свою упаковку, то вы приобрели комплектующие для производства более сложной упаковки. В данном случае вы являетесь производителем упаковки. Вы приобрели разные материалы, и логически понимаете, что не сможете выпустить свою упаковку, если не соедините эти два материала вместе.

О материалах для упаковки

Вопрос:

Если мы покупаем материалы, нарезаем, склеиваем и упаковываем свой товар, то отчитываться нам не надо? А вдруг придет предостережение об оплате экологического сбора? Что в этом случае делать?

Ответ:

Если вы покупаете товар, который в перечне 2414 попадает и необходима его последующая утилизация, например листы картонные, и впоследствии производите из него упаковку, то товар может быть представлен, и экологический сбор может быть уплачен за него как за товар, потому что он используется и в других отраслях. Если другие юридические лица покупают этот товар как комплектующие и делают из него упаковку, то уплачивают те, кто сделал из него упаковку. Постановление правительства 2414 определяет одни и те же товары и как товары, и как упаковку, потому что на практике они могут использоваться не только для производства упаковки.

О картонных шпулях для собственного товара

Вопрос:

Мы производим картонные шпули для своего товара, которые не входят в перечень постановления правительства. Должны ли мы учитывать шпули при расчете РОП? Если да, то как товар или как упаковку?

Ответ:

В законе сказано следующим образом: вне зависимости от того, включен товар в перечень или нет, в случае если вы выпускаете на рынок упаковку, которая содержится в этом перечне, то за упаковку надо представить отчетность и нести ответственность. Если эти шпули находятся в перечне в разделе 1 как товар, а не как упаковка, и вы используете их в качестве комплектующего для производства следующего вида товара, то ответственность на вас не распространяется.

О перечне товаров для отчетности производителей

Вопрос:

Добрый день, перечень товаров, по которым предполагается отчитываться, если являемся производителями – ищем в бухгалтерии? Это статистическая отчетность, сведения о производстве отгрузки продукции, баланс производственной мощности? Коды указаны в этой отчетности.

Ответ:

Если вы производите конкретную продукцию, у вас должны быть технические условия на конечный продукт с указанием кодов ОКПД. Если у вас этих кодов нет, я не знаю, как вы работаете. В данном случае, если вы производите упаковку, вы должны декларировать эту упаковку в соответствии с техническим регламентом безопасности. По этому регламенту вы должны декларировать упаковку. Любая упаковка на рынке, независимо импортируется она или произведена в РФ, обязательно должна иметь сертификат соответствия по ТР ТС. В этот момент присваивается определение номера кода продукции.

Блок 5: Особые категории товаров и производителей

О предприятиях оборонного комплекса

Вопрос:

У нас предприятие оборонного комплекса, мы производим продукцию исключительно в рамках ГОЗ. Какой документ нужно предоставить в РПН?

Ответ:

На них не распространяется механизм расширенной ответственности производителя, есть соответствующие исключения в законе. Поэтому вам не надо ничего подавать в отчетности.

Об отчетности по гособоронзаказу

Вопрос:

Здравствуйте, как отчетность по постановлению правительства 741 исключить из ЕАЭС? Как быть с ГОЗ (гособоронзаказом)?

Ответ:

Гособоронзаказ. Согласно 451-ФЗ, в который были внесены изменения, сам закон в части расширенной ответственности производителя не распространяется на те товары, которые ограничены гособоронзаказом и соответствующими ограничениями, связанными с законодательством в этой области. Поэтому в отчетности эти данные просто не отражаются.

О медицинских изделиях

Вопрос:

Наша организация является производителем одноразовой медицинской одежды и белья (медицинских изделий). Действие норм ФЗ-89 в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы в соответствии с ФЗ-323. Медицинские отходы классов А, Б, В, Г, Д подлежат утилизации в порядке, установленном санитарно-эпидемиологическим законодательством (СанПиН 3.8.4). В 2024 году вышел ФЗ-306, в соответствии с которым медицинские отходы класса А попадают под действие ФЗ-89, то есть, их относят к твердым коммунальным отходам. Будут ли производители медицинских изделий отчитываться за отходы?

Ответ:

Происходит смешение расширенной ответственности производителя и нового закона, который распределил, куда медицинские отходы перечисленных классов сдавать. Медицинские отходы имеют определенные требования, это именно источник их образования – медицинские учреждения, поэтому они отдельно паспортизируются и регулируются. Что касается расширенной ответственности производителя, закон не делает исключений для производителей такой продукции с точки зрения того, что она должна быть собрана и утилизирована. Отчетность для производителей одежды, если она включена в соответствующий код (2414), сохраняется, если вы видите свой товар в перечне.

Поскольку это непростой и частый вопрос, и вы перечислили нормативные акты, которые не относятся напрямую к расширенной ответственности производителя, рекомендуем сформулировать вопрос и направить его официальным запросом, например, в РЭО.

О производителях водки

Вопрос:

Производителю водки – что нужно отчитываться, если мы не производим бутылку, куда разливаем эту водку?

Ответ:

Вы не отчитываетесь. Вы отчитывались в последний раз по итогу 2023 года как компания, которая использовала покупную тару. Если у вас нет производства бутылки на вашей площадке, то вы не отчитываетесь, потому что вы – производитель водки, а правила такие.

О производителях и импортерах упаковки

Вопрос:

Мы являемся производителем упаковки, но для производства закупаем сырье – полипропиленовую ткань, которая тоже попадает в отчетность по экосбору. В этом случае, должны ли платить?

Ответ:

Если то, что вы купили, является комплектующим для производства вашей упаковки, вы являетесь субъектом расширенной ответственности производителя как производитель упаковки. Потому что данное сырье, если оно попадает в перечень, может использоваться не только для производства упаковки. Поэтому вам нужно четко понимать: если вы взяли данную ткань и из нее производите упаковку, вы являетесь производителем упаковки. Если данная ткань направлена на другие цели, производитель ткани должен будет уже отследить совместно со своими контрагентами то, что делает в конечном итоге.

Об импорте товаров для собственного использования

Вопрос:

При импорте товаров в целях собственного использования для производства других товаров, нужно ли отчитываться за ввезенную с этим товаром упаковку?

Ответ:

Да, нужно отчитываться за упаковку, ввезенную с этим товаром, независимо от того, что ваш товар не подлежит утилизации и не попал в перечень 2414.

О товарах для собственных нужд

Вопрос:

Нужно ли отчитываться за товар, использованный в собственных нуждах?

Ответ:

Если перечень РОП содержит ввезенный вами товар (по коду ТН ВЭД), то вне зависимости от цели, для которой он ввозится, ответственность по утилизации на вас есть.

Блок 6: Применение вторичного сырья и экономические стимулы

О понижающем коэффициенте при использовании вторсырья

Вопрос:

Добрый день, мы 50% используем гранулу, произведенную из вторичного сырья. Можем ли мы рассчитывать на понижающий коэффициент, так как процедура регистрации стала доступна только с начала 2024 года?

Ответ:

Коллеги, по вопросам применения понижающего коэффициента хочется сказать, что данный документ готовило Министерство промышленности и торговли. К этому документу ППК РЭО не имеет прямого отношения, и мы в своей презентации добавили эту информацию как стимулирующую меру к применению вторсырья.

По вашему вопросу я бы рекомендовал обратиться напрямую в Министерство промышленности и торговли, но из логики закона как применители вторичного сырья вы можете включиться в экореестр. В законе написано, что вы имеете право применить объемы 2024 года, но также указано, что сроки для этого – до 15 апреля. Не знаю, успеваете вы или нет. Более углубленные комментарии скорее всего сможет дать только Министерство промышленности и торговли.

Блок 7: Санкции и ответственность

О санкциях за непредоставление информации

Вопрос:

Какие санкции предусмотрены за непредоставление информации по приложению 4-5 постановления 868?

Ответ:

По постановлению 751, в приложениях 4-5 это приложения по представлению информации о товарах и введенной упаковке. Специального состава в Кодексе об административных правонарушениях не содержится, но есть общий состав за непредоставление сведений в систему, если это предусмотрено законом. В пункте 11 статьи 24 ФЗ-89 написано, что сведения должны быть поданы в систему.

Контакты для обращений

Техническая поддержка ЕФГИС УОИТ: support_uoit@reo.ru
(только для технических вопросов: отсутствие форм, проблемы с загрузкой и т.д.)

Вопросы по РОП: util@reo.ru
(для содержательных вопросов по расширенной ответственности производителя)

Важно! При направлении запросов строго разделяйте технические вопросы и вопросы правоприменения. Это позволит получить более оперативный и точный ответ.

Нужна помощь с РОП?

Наша компания оказывает полное сопровождение по вопросам экологического сбора: консультации, подготовка отчетности, поиск контрагентов для выполнения норматива утилизации.

Свяжитесь с нами — мы поможем разобраться даже в самых сложных ситуациях!

Email: info@mecology.ru
Телефон: +7 (499) 704-64-00

 

Этот документ составлен на основе стенограммы вебинара ППК РЭО по теме РОП (2025 год). Формулировки адаптированы для читаемости, однако ключевые смыслы и ответы приведены максимально точно.

Также по теме

© 2025 Экологические стратегии

Задать вопрос