Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении значения базовых ставок экологического сбора и значения коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отхода от использования товара), востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции)»
Публичное обсуждение: 16.11.2023 г. — 13.12.2023 г.
На основании п. 7 ст. 24.5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции изменений, вступающих в силу 01.01.2024 г.):
ставка экологического сбора определяется по каждой группе товаров, упаковки путем умножения:
1) базовой ставки экологического сбора 2) на коэффициент, учитывающий:
— сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации,
— наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товаров),
— востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции).
При этом в соответствии с п. 8 ст. 24.5 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
базовая ставка экологического сбора формируется в том числе на основе средних сумм затрат на раздельный сбор, накопление, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства, а также удельных величин затрат на создание инфраструктуры, необходимой для осуществления указанных видов деятельности.
Согласно п. 9 ст. 24.5 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
<…> значения базовых ставок экологического сбора и значения указанного коэффициента устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проектом предлагается установить базовые ставки экологического сбора (рублей за 1 тонну) в отношении 51 группы товаров.
Наибольший размер базовой ставки (на порядок превышающий величины базовых ставок для иных групп товаров) определен для следующих групп товаров:
Группа № 13 «Батареи аккумуляторные» — 107 056 рублей за тонну;
Группа № 11 «Элементы первичные и батареи первичных элементов» — 94 779 рублей за тонну;
Группа № 48 «Текстильная упаковка» — 76 087 рублей за тонну.
Подчеркнем, что значение базовой ставки экологического сбора является лишь отправной точкой для определения размера ставки экологического сбора, (размер которой исчисляется путем умножения базовой ставки на коэффициент).
Для каждой группы товаров проектом предусмотрены значения коэффициента, учитывающего:
— сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации,
— наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отхода от использования товара),
— востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции).
Одновременно в проекте приводятся значения:
критерия сложности извлечения отходов от использования товаров; критерия технологичности;
критерия, характеризующего количество циклов переработки материала; критерия, характеризующего потребность во вторичном сырье.
Следует отметить, что значения критериев определены фрагментарно — для некоторых групп товаров. В этой связи все группы товаров можно условно разделить на три категории:
группы товаров, в отношении которых определены значения всех 4-х критериев (пример — группа № 26 «Изделия пластмассовые упаковочные из прочих материалов»);
группы товаров, в отношении которых определены значения отдельных критериев (пример — группа № 16 «Тара деревянная»);
группы товаров, в отношении которых значения критериев не определены (примеры – группа № 4 «Нефтепродукты», группа № 13 «Батареи аккумуляторные»).
Напомним, что [с учетом проекта Методики расчета базовой ставки экологического сбора и применения коэффициента] значения критериев напрямую влияют на величину коэффициента, умножение на который базовой ставки определяет размер ставки экологического сбора: величина коэффициента представляет собой сумму «1» и значений 4-х критериев «0 или 1».
Примечательно, что в проекте для «пропуска» значений критериев используется прочерк, а не используется значение «0».
Также проектом предлагается установить обязанность Минприроды России ежегодно, не позднее 1 сентября, представлять в Правительство РФ согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения о значениях базовых ставок экологического сбора и коэффициента на очередной календарный год.
Проект Постановления