01 сентября 2021 г. вступил в силу Приказ Минприроды России от 01.12.2021 г. № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду».
В фокусе нашего внимания сегодня:
— издания, в которых должна быть размещена информация о проводимой процедуре обсуждения с общественностью материалов ОВОС;
— состав (объем) публикации.
До сентября 2021 г. всё рассматриваемое регулирование сводилось к содержанию пункта 4.3 Положения об ОВОС, утв. Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372.
Так, информация в кратком виде подлежала опубликованию:
— в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня);
— в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ;
— в официальных изданиях органов местного самоуправления.
Положение об ОВОС не предусматривало альтернативы: какие из перечисленных в п. 4.3 документа сведений должны войти в публикацию, а какие — нет. В публикации представляются сведения одновременно:
— и о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;
— и о заказчике (наименование + адрес);
— и о примерных сроках проведения ОВОС
— и о органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;
— и о форме общественного обсуждения;
— и о форме представления замечаний и предложений;
— и о сроках и месте доступности ТЗ по ОВОС.
Начиная с 01.09.2021 г. состав уведомления о проведении общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС определен в п. 4.6 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утв. Приказом Минприроды России от 01.12.2021 г. № 999.
Так, в Уведомлении должны быть указаны:
а) сведения о заказчике и исполнителе работ по ОВОС (наименование, ОГРН, ИНН, юридический и (или) фактический адрес, контактная информация (телефон, адрес электронной почты (при наличии), факс (при наличии));
б) сведения об органе местного самоуправления, ответственном за организацию общественных обсуждений (наименование, юридический и (или) фактический адрес, контактная информация);
в) наименование планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности,
г) цель планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
д) предварительное место реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности;
е) планируемые сроки проведения ОВОС;
ж) место и сроки доступности объекта общественного обсуждения;
з) предполагаемая форма и срок проведения общественных обсуждений, в том числе форма представления замечаний и предложений (в случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний указывается дата, время, место проведения общественных слушаний; в случае проведения общественных обсуждений в форме опроса указываются сроки проведения опроса, а также место размещения и сбора опросных листов (если оно отличается от места размещения материалов), в том числе в электронном виде);
и) контактные данные (телефон и адрес электронной почты (при наличии) ответственных лиц со стороны заказчика (исполнителя) и органа местного самоуправления;
к) иная информация по желанию заказчика (исполнителя).
Таким образом, по сравнению с ранее действовавшим регулированием в Приказе № 999 предусмотрены дополнительные требования — в уведомлении должны также указываться:
— сведения об исполнителе работ по ОВОС;
— некоторые дополнительные сведения о заказчике (ОГРН, ИНН, контактная информация, контактные данные ответственных лиц);
— некоторые дополнительные сведения об органе местного самоуправления, ответственном за организацию общественных обсуждений;
— срок проведения общественных обсуждений.
Кроме того, в случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний в уведомлении обязательно указывать дату, время, место проведения общественных слушаний.
В случае проведения общественных обсуждений в форме опроса — сроки проведения опроса, а также место размещения и сбора опросных листов (если оно отличается от места размещения материалов), в том числе в электронном виде.
Требования к изданиям, в которых должно быть размещено уведомление о проведении общественных обсуждений установлены в пункте 7.9.2 Требований, утв. Приказом Минприроды России от 01.12.2021 г. № 999.
Установлена необходимость размещения уведомлении о проведении общественных обсуждений на 4-х уровнях:
а) на муниципальном уровне — на официальном сайте органа местного самоуправления (в случае отсутствия сайта — в официальном периодическом издании уполномоченного органа власти (сайте официального периодического издания уполномоченного органа власти, зарегистрированном в качестве сетевого издания);
б) на региональном уровне — на официальном сайте территориального органа Росприроднадзора и на официальном сайте органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны окружающей среды (в случае его отсутствия — в официальном периодическом издании органа исполнительной власти субъекта РФ (на сайте официального периодического издания);
в) на федеральном уровне — на официальном сайте Росприроднадзора (в случае проведения ОВОС в отношении объекта ГЭЭ федерального уровня);
г) на официальном сайте заказчика (исполнителя), при наличии.
При этом согласно п. 7.9.2.1 Требований также допускается дополнительное информирование общественности путем распространения информации, указанной в уведомлении, по радио, на телевидении, в периодической печати, на информационных стендах органов местного самоуправления, через Интернет, а также иными способами, обеспечивающими распространение информации.
Подытожим ключевые особенности Требований, утв. Приказом Минприроды России от 01.12.2021 г. № 999.
Во-первых, появилось ещё одно требование — размещение уведомления о проведении общественных обсуждений на официальном сайте заказчика (исполнителя) документации.
Во-вторых, по сути, требования об опубликовании в официальных изданиях заменены на требования о размещении информации на сайтах госорганов.
Да, в случае отсутствия официального сайта в качестве замены предусмотрены привычные периодичные издания госорганов.
Но мы понимаем, что с каждым годом будет оставаться всё меньше органов местного самоуправления, у которых не будет своего официального сайта (не говоря уже о региональных властях).
В-третьих, по Приказу № 999 региональный уровень — это не только органы исполнительной власти субъектов РФ. Предусмотрено, что региональный уровень — это ещё и как минимум один территориальный орган Росприроднадзора.
Это актуально, в том числе для объектов ГЭЭ регионального уровня (ст. 12 ФЗ «Об экологической экспертизе»).
За предоставление информации благодарим «Центр правовой экологии».